Она убила Бен Ладена Культура

19 июля 2013
Она убила Бен Ладена
Офицер ЦРУ Майя
Российское государство выделяет миллионы денег на «великое кино о великой войне», но в упор не замечает дела недавних дней. Например, чем не сюжет — ликвидация Хаттаба, фактически кавказского Бен Ладена? Да, чеченские войны — сложный и неоднозначный контекст отечественной истории, почти обойденный вниманием кинематографистов. Было что-то ура-патриотическое, а иногда и нарочито реалистичное («Чистилище» Невзорова). Был Балабанов со своей «Войной». Но серьезного, почти документального и одновременно зрелищного и качественного фильма, который стал бы хитом проката, зритель так и не увидел.

Конечно, российские власти комплексуют — перед чеченцами, чтобы их не обидеть. Перед остальным миром, чтобы не подумал про Россию ничего плохого. Перед обществом, чтобы, не дай бог, не раскрыть ему «секреты спецслужб». Между тем, Хаттаб — как раз тот персонаж, за устранение которого никому не должно быть стыдно. Террорист, изувер, мракобес.

Напротив, в США энергично ставят на кинопоток свежие сюжеты. Голливуд в свое время блестяще переосмыслил Вьетнам, родив кучу шедевров — и вот на очереди Ближний Восток и последнее киноповествование по теме — обласканный критиками, наградами Zero Dark Thirty (у нас: «Цель номер один» ). Режиссер Кэтрин Бигелоу предлагает революционный взгляд на военное/шпионское кино, где на первый план выходят не брутальные, пропахшие потом и порохом небритые мужики, а изящные и целеустремленные амазонки.

По версии Бигелоу, Террорист номер 1 был найден и обезврежен в значительной степени благодаря таинственной сотруднице ЦРУ.

Конечно, «Цель...» не лишена феминистского подтекста, однако мудрая Бигелоу не опускается до мужененавистничества. Более того, офицер ЦРУ Майя, в общем-то, не поражает сверх-интеллектом. Не поднимается до высот проницательности в отличие, например, от стажера ФБР Клариссы Старлинг («Молчание ягнят») и уж тем более не крушит террористов посредством армейского сапога как «солдат Джейн». К успеху пчелка Майя приходит за счет традиционных американских качеств. Усидчивости, упрямства, готовности делать бизнес до полной победы американского оружия. Майя цепляется за единственную нить — связного Бен Ладена и буквально как дятел, на протяжении ряда лет, монотонно долбит в одну точку, последовательно идя к конечному результату.

Собственно, фильм Бигелоу именно об этом — побеждают только так, за счет изнурительного и тяжелого труда, невзирая на ошибки и пессимизм коллег.

Конечно, подобная история, вероятно, не понравится любителям развесистой клюквы про беспробудно тупых арабов и крутых непобедимых спецназовцев. Для классического голливудского зрителя, привыкшего к упрощенной морали и бинарному мышлению, такой разрыв шаблона весьма болезнен. Здесь вам не «Правдивая ложь», а ровно наоборот — суровая правда жизни со всеми сопутствующими «прелестями». С невыносимо диким Пакистаном, с хитроумными и фанатичными шахидами, с пытками пленных, с гибелью товарищей и скептицизмом политиков. Фильм исполнен в аскетичной квазидокументальной манере, полюбившейся Бигелоу со времен ее предыдущего военного опуса — Hurt Locker («Повелитель бури»). Оттого экранное действо убеждает еще больше, пусть и не всегда понятно, зачем очередной Абу Ахмед «сбрил усы».

Кстати, впервые в большом голливудском проекте враг в лице радикальных исламистов заслуживает максимально серьезного к себе отношения. Да, этот противник не обладает огневой и интеллектуальной мощью Пентагона и ЦРУ, но у него есть другие козыри.
Стойкость, чтобы вынести жестокие пытки, хитрость — для проведения смелых и эффективных терактов (после одного из которых погибает подруга и соратница Майи). Поразительная выживаемость и готовность соблюдать необходимые правила конспирации до самого последнего момента. Финальная операция проводится спецслужбами по сути вслепую — ведь 100%-й уверенности в том, что в глухом, неприветливом доме в Абботтабаде скрывается конкретно Он — нет ни у кого. Разве что Майя безгранично доверяет своей интуиции.

К слову, акции возмездия посвящен весь эндшпиль картины. Бигелоу постаралась воспроизвести «Копье Нептуна» досконально — восстановив «мемуарную» версию ликвидации поминутно (есть еще и версия официальная). Фактически зритель наблюдает документальное свидетельство, учтены все детали — экипировка «морских котиков» с навороченными приборами ночного видения, последовательные и отлаженные действия спецназовцев в ходе операции, планировка бункера, авария одного из вертолетов, хилое сопротивление шахидов, попавшие под пули члены семьи лидера Аль Каеды, вопящий гарем и ревущие дети... И наконец, Террорист номер 1, так толком и не появившийся на экране. Спецназовец окликает «Коленвала» наугад («Усама! Усама!»), уже догадываясь, что за дверьми вот этой, последней душной комнатухи на третьем этаже, скрывается Главный Злодей современного мира. Пули летят в темноту, реагируя на шорох, скрип двери, не видно даже злодейского силуэта. Уже в следующем кадре маячит лишь козлиная, с проседью, борода и окровавленные фрагменты лица. И фраза командира: «Парень, ты хоть понимаешь, кого ты сейчас положил?».

Но главный герой этой истории все-таки девушка Майя. Возможно, ее роль преувеличена режиссером, однако представители американских спецслужб поддержали Бигелоу. Они подтвердили, что сценарий написан при участии консультантов из силовых структур, подтвердили, что в ходе Большой Охоты применялись пытки к фигурантам дела, подтвердили, что за 8 лет поисков следствие неоднократно шло по ложному пути, подтвердили, что условная «Майя» была центральным персонажем в ходе расследования. В итоге получился честный, бескомпромиссный и профессиональный фильм без квазипатриотических слюней и карикатурной демонизации врага. Эта откровенность подкупает. И потому не остается сомнений, что темной ночью 2 мая 2011 года на отдаленной окраине Исламабада был убит именно Он — Главный Злодей современного мира.

Читайте также